Список фондов

«Эсфирь Ильинична рано овладела искусством монтажа и рано удивилась документальной картине, возможностям документального кадра. Тогда все было ново: монтажный столик, запах кинематографического клея, возможность уменьшить кусок, возможность повернуть ленту на глянец или на мат. Мы впервые держали зафиксированную жизнь в своих руках», – вспоминал о Э.И. Шуб известный советский писатель, киновед и сценарист В.Б. Шкловский. В середине 1920-х годов они вместе трудились на Третьей фабрике Госкино (Шуб в монтажном цехе, а Шкловский в сценарном отделе) рядом с будущими мэтрами советского кинематографа – Львом Кулешовым, Григорием Рошалем и Марком Донским. Буквально через пару лет это горячее стремление «зафиксировать жизнь в своих руках» заставило Шуб перейти от монтажа к режиссуре. Очень скоро она встала в один ряд со многими из тех, чьи ленты раньше лишь монтировала.

Эсфирь Шуб родилась в городе Сураж Черниговской губернии, но детство ее прошло в Новозыбкове. Здесь она в 1910 году окончила с отличием женскую гимназию, где училась со старшей сестрой будущего знаменитого кинорежиссера Григория Козинцева. Образование она завершила в богатом на события 1917 году, окончив историко-философский факультет Московских высших женских курсов по специальности русская литература. В Москве Э.И. Шуб сразу окунулась в гущу культурной жизни, поступив в 1918 году на работу заведующей информбюро Театрального бюро Наркомпроса, а затем став в 1919 году личным секретарем В.Э. Мейерхольда, служившего тогда заведующим Театральным отделом Наркомпроса.

В этот период началась ее дружба с Владимиром Маяковским, Александром Родченко, Варварой Степановой, Алексеем Ганом, Сергеем Эйзенштейном и многими другими писателями, кинематографистами, художниками и архитекторами, стоявшими в авангарде молодого советского искусства. «Она обладала драгоценным человеческим свойством: пристальным интересом к людям, – писала о Шуб поэт Маргарита Алигер. – Думаю, что именно эта пристальность, именно этот острый, в самую глубь проникающий интерес к людям отличает и ее творчество, делая его столь своеобразным и выразительным».

В 1921 году Эсфирь Шуб решила связать свою жизнь с кинематографом, начав с должности монтажницы в прокатной конторе Госкино. За несколько лет она перемонтировала более трехсот зарубежных картин, которые выходили на экраны Советской России. А через четыре года стала заведующей монтажным цехом и была переведена на монтаж советских художественных фильмов. Именно здесь стало очевидно, что ее творческий потенциал с феноменальной памятью на кадры и высоким кинематографическим вкусом куда выше проверки и простого склеивания киноленты, и в 1926 году Э.И. Шуб приняли режиссером на Объединенную московскую фабрику «Совкино». Уже в марте 1927-го на экраны вышла ее первая самостоятельная работа – полнометражный фильм «Падение династии Романовых».

Фильм был полностью смонтирован из дореволюционной кинохроники, которую Э.И. Шуб скрупулезно разыскивала в различных киноархивах, включая дворцовый киноархив Николая II. Поначалу это дало повод упрекнуть ее в отсутствии самостоятельной и оригинальной режиссерской работы. «…Ею овладевала более честолюбивая и одновременно полемическая мечта, – писал о фильме В.Б. Шкловский. – Если такие мастера, как Эйзенштейн и Пудовкин, смогли воспроизвести историю страны и революции методом игровой инсценировки, то почему бы не попытаться ей, убежденной стороннице всемогущества хроники, не попробовать вступить в соревнование с ними, доказав возможность обобщения исторических фактов новым методом монтажного документального фильма?..».

Лишь со временем стало понятно, что эта работа Шуб положила начало совершенно новому жанру — документально-историческому кино, в котором эмоциональный накал нисколько не уступал художественному кинематографу. Логическим продолжением ее работы над «Падением династии Романовых» стали фильмы «Великий путь» (1927), посвященный первому десятилетию страны Советов, и «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928). В них окончательно выработался ее режиссерский стиль, главными чертами которого были смысловая ясность и умение воссоздать историческую атмосферу. «Каждую свою работу над старыми хрониками я рассматривала как момент агитационный за неигровую кинематографию, за необходимость снимать и снимать факты сегодняшнего дня», – признавалась Эсфирь Шуб в статье «Конструктивизм в неигровой кинематографии». Эти три ранние работы режиссера обеспечили ей – наряду с Дзигой Вертовым – славу пионера советской кинодокументалистики.

В 1930-е годы Э.И. Шуб обратилась к современному материалу: один за другим вышли на экраны ее фильмы «Сегодня» (1930), «Комсомол – шеф электрификации» («КЭШ», 1932), «Москва строит метро» (1934), «Страна Советов» (1937). Одновременно она преподавала монтаж в режиссерской мастерской С.М. Эйзенштейна в Государственном институте кинематографии.

Вершиной творчества Э.И. Шуб, как считается, стал фильм «Испания» (1939), посвященный гражданской войне в Испании и ставший настоящей кинопоэмой о борьбе и мужестве испанского народа. Сценарий и дикторский текст для него были написаны Вс.В. Вишневским, а в основу легли фронтовые кадры, снятые прославленными кинооператорами Р.Л. Карменом и Б.К. Макасеевым. Военная тема получила развитие и в ее фильмах «Фашизм будет разбит» (1941) и «Страна родная» (1942). Последний был приурочен к 25-летию Октябрьской революции и проводил параллель между событиями Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1941-1942 годах, находясь в эвакуации в Алма-Ате и работая на Центральной объединенной киностудии, она занималась монтажом кинохроники и преподавала в эвакуированном ВГИКе, вела практические занятия по теории режиссуры.

Последние годы жизни Эсфирь Ильинична посвятила работе над книгой воспоминаний «Крупным планом», в которой рассказала о своей жизни и создала запоминающиеся портреты современников и коллег по цеху. Рукопись редактировал ее старинный друг, известный писатель Александр Фадеев, а сама книга после выхода в свет довольно быстро стала библиографической редкостью.

***

В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится личный фонд Э.И. Шуб № 3035, состоящий из 317 единиц хранения за 1890-е – 1986 годы. Его составили документы режиссера, переданные в ЦГАЛИ СССР в 1984-1986 годах ее дочерью, А.И. Коноплевой, много сделавшей для увековечения памяти матери. В фонде представлены литературные и режиссерские сценарии, творческие заявки, сценарные планы, монтажные листы, дневниковые записи о работе над фильмами, в том числе, неосуществленными. Также в составе архива Э.И. Шуб поступили ее рукописи, обширная переписка с С.М. Эйзенштейном, А.А. Фадеевым, Вс.В. Вишневским, И.Г. Эренбургом, Г.М. Козинцевым и др., биографические документы, рецензии на ее работы, многочисленные рисунки и фотографии.

К.В. Яковлева,
начальник отдела РГАЛИ